Дмитрий Скоморохов

  • психолог-консультант
  • психотерапевт
  • детский психолог
  • автор и ведущий тренинговых программ
Хочу чтобы лучше делал уроки. Очень ленивый. Долго заставлять приходится. И ему приходится говорить 50 раз.
Елена, м. Жени
Какой-то результат прямо лучше, чем на прошлых неделя. Маша очень старалась, прямо не подкопаться к ней 4 дня. Прямо видно, что человек очень старалась.
Анна, м. Маши
Вчера я пришла с тренировки довольно поздно, и меня ждала заправленная кровать моя и Ильи; пюре и сам Илья.
Виктория, м. Ильи
Заметила большую активность. Помогать стали лучше. По учебе пока все-равно не очень. Но стали увереннее. Вот сегодня даже сами вам позвонили.
Галина Павловна
Я говорю: "Обязательно возьми шарфик. Одень". Она: "Ой, зачем мне этот шарфик!?" И тут же буквально через секунду: "ну, хорошо, да, я возьму".
Татьяна, м. Риты
На этой недели я увидела большие изменения в поведении в хорошую сторону у Саши, правда без слез не обошлось, но вижу старания в школе.
Татьяна, м. Саши
А ещё она подговорила Диму и они вдвоём подарили мне цветы!!! Это было очень приятно, я впервые вижу у Маши такое сильное желание порадовать маму.
Анна, м. Маши
Ни разу не скатилась ни одной слезы. Она начала больше проявлять заботу - может приготовить, сюрприз какой-то сделать, убрать за собой.
Нина, м. Софы
Саша сделал уроки, убрался в своей комнате, молодечик. Он собрался к вам сегодня с другом со двора, так можно или нет?
Ася, м. Саши
Я не знаю, что вы там вначале сентября наговорили детям, но Рита три недели ходит, как под гипнозом, и бубнит: "примеры счастья", "примеры счастья".
Татьяна, м. Риты
Леша после прошлого занятия просил меня не покупать домой вкусностей, а если он просит - отказывать ему. У него есть цель - сбросить 5 кг до НГ.
Марина, м. Леши
С Машей очень круто работает система фотоотчетов, мне кажется, она сама кайфует от вида до/после.
Анна, м. Маши
Старается, сам дополнительно читает, помогает по дому.
Юлия, м. Артема
Пришла домой в шарфике, я смеюсь: "Ну что, в подъезде одела? Она говорит: "Нет, уже через полчаса на улице застегнулась и шарф надела".
Татьяна, м. Риты
Лена самостоятельно по своей инициативе выполняла д/з по математике, выполнила просьбу. Никита вымыл пол, выполнил д/з по математике.
Ольга, м. Никиты и Лены
Эту неделю София прям видно, что выкладывалась. Старалась сделать дела до того, как уйти в школу. Старалась сильно не засиживаться в телефоне.
Нина, м. Софы
На этой недели меньше слез, старается сдерживать себя. Но все ещё неуверен в себе.
Татьяна, м. Саши
С прошлой недели стал лучше все-таки заниматься, более усидчивый по урокам. Меньше внимания стал уделять компьютеру. В телефоне не сидит.
Елена, м. Жени
Она в школе совершила такой альтруистический поступок. После последнего урока учительница стала в дверях и сказала, что никого не выпустит...
Татьяна, мама Риты
Пытается с Машей не сильно конфликтовать. Заработала пятерку. Выучила песню, получила пятерку. По алгебре похвалила учительница.
Наталья, м. Любы
Сегодня убрала в квартире, помыла полы, попылесосила. Еще с утра копается. Вчера забыла с собой купальник. Не собранность.
Наталья, м. Маши
В течение недели Олег несколько раз сразу делал то, что я от него просила, с первого раза. В остальных случаях или забывал или откладывал до последнего.
Ирина, м. Олега
Отзыв за неделю. Дети между собой и на этой неделе пытались договариваться, меньше конфликтовать. Это заметно по более спокойной обстановке дома.
Татьяна, м. Леши и Миши
До проекта он совсем ничего не делал, я подходила к нему и по несколько раз просила о помощи, в итоге понимала, что не допросишься и делала все сама.
Ася, м. Саши
Вова за лето очень, очень изменился. Повзрослел, наверное. Реже стал со мной спорить. С удовольствием помогает мне по дому.
Елена Алексеевна
Она вообще очень сильно изменился с сентября, как вот у вас начались занятия. Старается быть более доброй, чаще стала меня обнимать.
Татьяна, м. Риты
Помогала мне без вопросов, все делала. В целом прям очень хорошая неделя. Маша очень хотела поучаствовать в раздачи листовок. Это было видно.
Анна, м. Маши
После первого занятия был толчок на активность, сильный энтузиазм что-то делать, что-то менять в лучшую сторону. Инициативность выросла явно.
Наталья, м. Насти
Обсудили с Вовой позитив и негатив в привычках. Пока решили, что будет работать над недостаточной заботой о своём четвероногом друге.
Елена Алексеевна
Маша помогала делать шарлотку. Одела колготки, хотя не хотела. Пошла на все занятия.
Наталья, м. Маши
Он стал более организованней в плане распределения свободного время по урокам. Более ответственно. Сам сдал планшет, чтобы не было соблазна.
Татьяна, м. Леши
София всю неделю говорила про рейтинг, что его надо поднимать, что она переживает. И по ней прям видно, что она оживилась, помыла мне машину.
Нина, м. Софы

ПРИНЦИП №2 УСЛОВИЯ

В этом принципе мы будем развивать в детях ответственность, честность, заботу и трудолюбие. После выбора цели необходимо найти кратчайшие пути ее достижения. Эти пути должны придумать родители. Главное не перепутать - это должен быть понятный и конечный путь, а не абстрактные: "давай уже делай", "выучи уроки", "перестань получать двойки". Существует множество методик, которые дают ребенку ясность, помогают не падать духом и не терять из вида цель. Некоторые из этих методик мы освоим на этом занятии.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Под видео к этому занятию есть комментарий с гиперссылками на место в видео по каждой технике.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

 

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ

 

Какие качества тренирует ребенок и родитель:

САМООБЛАДАНИЕ

тренируется, когда тебе хочется расстроиться или разозлиться, а ты настраиваешься на позитив

ДИСЦИПЛИНА

тренируется, когда ты делаешь то, что должен сделать в нужное время

ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ

тренируется, когда ты делаешь то, что просит другой человек, без промедления 

УПОРСТВО

тренируется, когда появляется стойкое желание сдаться, но ты продолжаешь стараться

Какие техники осваивает родитель:

ОБРАТЫЙ ОТСЧЕТ

базовая техника, с помощью которой тренируются заботливость и все другие качества ребенка

ЯЗЫК ОТВЕТСТВЕННОСТИ

вместо жалоб, нытья, грубости родители тренируют в себе и в ребенке лидерство и добродушие

ПОСЛЕДСТВИЯ

позитивное поведение приносит ребенку в реальном времени то, что он хочет, а негативное лишает

СПИСОК ДЕЛ

для формирования ежедневных привычек полезно использовать подсказки в виде списка дел

 

ОПИСАНИЕ КАЖДОЙ МЕТОДИКИ

0:24 - Что хочет Максим (принцип №1)
4:13 - Принцип №2 - Условия
37:37 - Помощь в быту
49:20 - Подведение итогов

 

Методика «10 подписей» или «Лодки судьбы»

Инструкция: «Получение тобой сегодняшнего компьютера (телефона, вкусняшек, карманных денег, денег в копилку и пр.) связано с десятью подписями (число подписей выбирается произвольно). Как только 10-я подпись ставится, ты считаешься победителем и получаешь то, о чем мы договорились. Подумай, что мне сейчас больше всего нужно от тебя».

В этой игре мы предлагаем ребенку добиться своих целей своими силами. Требовать от нас то, что он хочет, но не словами и эмоциями, а действиями. Добиваться желанного трудом. Иногда мы предлагаем ребенку догадаться, что нам сейчас от него больше всего нужно, тем самым развивая инициативу. Иногда предъявляем ему список дел, выполнение которого принесет ему желанный приз. Для тренировки дисциплины мы используем секундомер, таймер и обратный отсчет.

Вариант подобной игры называет "Лодки судьбы". В этой игре могут быть несколько капитанов, чьи лодки скоро отправляются на остров счастья. В семье этими капитанами могут быть мама, папа, бабушка, дедушка, братья и сестры, и другие родственники. Условия игры в том, чтобы ребенок набрал определенное число подписей от каждого капитана. Большинство подписей капитаны должны поставить за совершенно незначительную помощь. Но будут и задания, которые выполнить тяжело. В таких заданиях необходимо помочь ребенку проявить самообладание, если он начнет расстраиваться, и упорство, если начнет сдаваться. Пример тренировки этих качеств показан на видео. Очень важно, чтобы ребенок достиг своей цели. За его победу отвечает не только он, но и все капитаны. Эта игра никогда не должна быть проиграна. Очень важно, чтобы подписи ставились не только за физический и интеллектуальный труд, но и за труд эмоциональный, когда ребенок, например, проявляет самообладание, улыбается и говорит, что уже не расстраивается.

 

ВАРИАНТЫ ЧЕК-ЛИСТОВ

 

Помощь в быту

Любые качества характера формируются многократным проявлением. Чтобы развить исполнительность, заботливость, инициативность, самостоятельность, аккуратность, чистоплотность важно создать список дел, который ребенок должен освоить к определенной дате. Вот примеры, как дожны формулироваться условия в быту.

Наведение порядка на своем столе (80% пространства должно быть очищено от вещей и пыли), на полках, в шкафе (вещи должны быть сложен в стопочку), на окне (не более 2-х вещей и отсутствие пыли - проверяется пальцем), в углах, под кроватью (не более 2-х вещей), на стуле, под стулом, на столе на кухне (должны стоять только перец и соль), в зале, на балконе, в туалете (новый пустой мешок в ведре для туалетной бумаги), в прихожей (ни один ботинок не должен выглядывать из под обувницы). Мытье и протирание пыли с подоконников (необходимо перечислить все подоконники), полок, столов, стен, дверных ручек, окон, зеркал, стеклянных дверцей, часов, картин и пр. Выкинуть или сдать в утилизацию муссор, пластмассовые бутылки, батарейки, исписанные листы бумаги, исписавшиеся ручки и фломастеры, старые и порватые вещи, старые игрушки. Зарядить аккумуляторы, наушники, телефоны, планшеты. Починить стулья, столы, карандаши, игрушки.

Спорт

Вот примеры, как дожны формулироваться условия в спорте. Условия должны быть и процессуальными, и результативными. Разница в том, что в процессуальных условиях победа засчитывается после каждого правильно выполненного упражнения, а в результативных условиях победа засчитывается только после достижения каких-то результатов.

Процессуальные условия. Сделать определенный список упражнений с определенным качеством. Приседание (попа должна опускаться ниже колен), отжимание (попа должна дотрагиваться до планки, поставленной на два стула, но не сбивать эту планку, а живот должен дотрагиваться до кубика на полу), подтягивание (подбородок должен подниматься выше турника).

Результативные условия. Научиться выполнять определенный вид упражнения в течение определенного времени. Шпагат с растоянием до пола столько-то сантиметров, планка столько-то минут, отжимание столько-то раз за столько-то времени, стояние на одной ноге столько-то секунд, стойка на руках, на голове, уголок, удары по груше не реже одного удара в 2 секунды в течение 1 минуты.

 

Уроки

Выучить конечный список единиц информации: список словарных русских слов, английских слов, новых русских слов, название стран и столиц, птиц и животных, абзацы, стихи, параграфы и т.д. Сделать письменную работу с определенным количеством ошибок и помарок.

Научиться решать определенный тип задач за определенное время со сдачей экзамена.

Методика «Тренировка концентрации внимания»

Инструкция: «Сейчас мы сыграем в игру, где я буду тебя отвлекать от выполнения уроков. Твоя задача не сводить взгляд с учебника. У тебя будет право на четыре ошибки. Если ты отведешь взгляд от учебника в пятый раз, то ты считаешься проигравшим, и каким-то образом отрабатываешь. Например, десять раз приседаешь».

Тренировка самообладания и упорства

Без этой тренировки нельзя улучшить результаты ни в помощи в быту, ни в спорте, ни в учебе. Дело в том, что для улучшения результатов ребенок должен выходить из зоны комфорта. А выход из зоны комфорта очень часто связан с вылетом в уныние и лень, агрессию и протест. И если позволить ребенку долго (дольше 5 секунды) пребывать в этих эмоциях, то тренировка будет провалена, а результаты слиты.

Инструкция №1: У тебя 5 секунд на то, чтобы вытереть слезы, улыбнуться и сказать "все нормально". 5... 4... 3... 2... 1111111... 00000000000000000000...

Инструкция №2: У тебя 5 секунд на то, чтобы сесть на стул и сказать "поработаю еще 10 минут". 5... 4... 3... 2... 1111111... 00000000000000000000...

Инструкция №3: У тебя 5 секунд на то, чтобы сказать бодрым тоном "я попробую еще раз!". 5... 4... 3... 2... 1111111... 00000000000000000000...

Инструкция №4: У тебя 5 секунд на то, чтобы улыбнуться и сказать "спасибо, что напомнили, сейчас продолжу заниматься!". 5... 4... 3... 2... 1111111... 00000000000000000000...

 

Техника звуковых и образных ассоциаций

Каждое действие становится эффективным, если применяется специальная техника. Без самолета Ломоносов из своей деревни дошел до Москвы за 3 недели, с самолетом это заняло бы полчаса. Брюсс Ли говорил, что он боится не того, кто изучает 10 000 различных техник, а того, кто изучает одну технику 10 000 раз. В изучении школьного материала также есть несколько техник, которые ускорит обучение ваших детей в десятки, а то и в сотни раз. Две из них я предлагаю начать вам осваивать.

Звуковая ассоциация: все новые и непонятные слова нужно ассоциировать с уже знакомыми словами с помощью похожести в звучании. Так, например, Максим связал в своем мозге фамилию Куприна со словами Купец и Ринг.

Образная ассоциация: все новые объекты и понятия нужно связать с их значениями с помощью игры воображения. Так Максим добавил к образу Куприна большую бороду, что напоминало ему купцов, и боксерские перчатки.

Применение этой техники заняло у Максима около минуты и помогло ему уверенно узнавать писателей по их портретам. Когда эта техника будет отработана Максимом 10 000 раз, одно новое слово или понятие будет запоминаться в течение 5-10 секунд. Эта скорость из троечника сделает Максима отличником по всем предметам без каких-то дополнительных усилий, как самолет переправляет любого из нас в любую точку земли меньше, чем за день.

 

Денежная мотивация

 

Тренировка позитивного самовосприятия